Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для обеспечения полноценного образовательного процесса, в том числе, для обучения инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, дошкольное учреждение оснащено 22 групповыми помещениями, которые включают в себя: помещения группы, спальную комнату, приемную, туалетную комнату, которые отвечают требованиям СанПиН 2.4.3648-20.
В групповых помещениях пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью. Помещения групп детского сада оснащены современной, безопасной, экологичной детской и игровой мебелью, с учетом возрастных особенностей детей и соответствующими современными требованиями. Мебель целесообразно расставлена относительно света и с учетом размещения центров активности детей, отведенных для игр, совместной, самостоятельной деятельности дошкольников.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах формирует игровые навыки у детей и способствует развитию личности дошкольника. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ регулярно обновляется в соответствии с ФГОС ДО, возрастом детей и санитарными нормами. Пространство каждой группы разделено на функциональные зоны с большим разнообразием игр, игрушек в соответствии с возрастом детей, наличием мест для самостоятельных игр и уединения ребёнка. Развивающая предметно-пространственная среда в группах постоянно обновляется. В группах имеется достаточное количество развивающих игр, много разнообразного дидактического материала. Дошкольники должны много двигаться, поэтому в помещениях каждой возрастной группы имеется всё необходимое для развития двигательной активности детей.
В группах имеются телевизоры. Технические средства для детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья - по запросу.
Территория детского сада имеет ограждение. На территории оборудованы спортивные площадки, прогулочные участки с теневыми навесами, малые игровые формы, разбиты клумбы, имеются зеленые насаждения.
Объекты для проведения практических занятий
В дошкольной организаци в 2022 - 2023 учебном году функционирует группа для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи). Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности (АООП).
В соответствии с основными задачами и принципами построения предметно-развивающей среды для детей с ТНР в групповой комнате рационально расставлена мебель, выделены разнообразные микросреды и уголки, с использованием ширм-перегородок, что позволяет каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр, комфортное с точки зрения его эмоционального состояния, развития речевого общения.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в групповом помещении подобрано в соответствии с Программой и обеспечивает:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
• двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
В группе созданы зоны для:
•для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.);
• для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);
• для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
• для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
• для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
• для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.);
• для отдыха (уединение, общение и пр.).
Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи, поэтому в группе достаточное количество крупных мозаик, пазлов, игрушек с застежками и шнуровками, восковые и акварельные мелки, имеются природные материалы: ракушки и камушки для перебирания, крупные пуговицы, бусы и т. п.
Для постановки и автоматизации звуков в группе достаточное количество игрушек и пособий для работы над дыханием, серий картинок и опорных картинок для обучения детей рассказыванию. Для обогащения словаря детей разработан разнообразный иллюстративно-графический и демонстрационный материал: настольно-печатные игры, викторины, кроссворды
Имеется музыкальный центр и хорошая фонотека (запись звуков природы, фоновая музыка для подгрупповых занятий, музыка для релаксации, музыкальное сопровождение для подвижных игр и пальчиковой гимнастики).
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает доступ к объектам природного характера; побуждает к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, сезонными изменениями в природе, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом. Все предметы безопасны и доступны детям.
Библиотека
Информация о библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствует. Специального оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда в ДОУ не предусмотрено. Вместо библиотеки используется методический кабинет.
Спортивные объекты
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого и в корпусе №1, и в корпусе №2, в отдельных помещениях оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурнные досуги, праздники и развлечения. Площадь физкультурного зала: корпус №1 - 75,6 кв.м., корпус №2 - 74, 6 кв.м. Освещенность - естественная по 4 окна, искусственная по 18 люминесцентных светильников.
В залах имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для проведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование -гимнастические стенки, гимнастические доски, гимнастические скамейки, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков, тренажеры, баскетбольные кольца; спортивный инвентарь - мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.
Оборудование и инвентарь соответствует требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо - физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Зал оборудован специальными техническими средствами для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: крупные игровые пособия и дидактические материалы.
Средства обучения и воспитания
Игровые помещения каждой возрастной группы оснащены разнообразными средствами обучения для организации различных видов детской деятельности детей инвалидов и детей с ОВЗ: игровой, познавательно-исследовательской, двигательной, продуктивной, коммуникативной, трудовой, чтения художественной литературы. Специализированные помещения оборудованы в соотсветствии с требованиями ФГОС ДО.
Имеющиеся в ДОУ средства обучения:
-
печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
-
электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы и т.п.); аудиовизуальные (слайды);
-
наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
-
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные) спортивные снаряды, мячи и т.п.
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Развивающая предметно - пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
В дошкольной организации имеются кабинеты психолога, логопеда.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
МАДОУ "Золушка" состоит из 2 корпусов: корпус 1 - Ленинградская, 63 (дата создания - 1989г.), корпус 2 - Бакинская, 45 (дата создания - 1989г.). Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. В каждом здании имеется по шесть входов, каждый вход оснащен домофоном, домофоны имеются в каждой группе. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло "Выход", видеонаблюдением. Обеспечение доступа в здание детского сада инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется посредством вызова персонала для оказания им помощи. Кроме того, учреждение оснащено сигнальными средствами для безопасного передвижения внутри здания.
Порядок обеспечения условий доступности для детей инвалидов, детей с ОВЗ объекта МАДОУ "Золушка"
В дошкольной организации для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ и их родителей (законных представителей) созданы условия доступности объекта в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;
б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, а также сменного кресла-коляски;
в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта;
г) сопровождение детей-инвалидов, детей с ОВЗ и их родителей (законных представителей) имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;
д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;
е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности;
ж) обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.06 2015 г. N 386н).
з) получение услуги для детей - инвалидов, детей с ОВЗ осуществляется в групповых помещениях расположенных на 1 этаже ДО.
Руководитель ДО, предоставляющей услуги в сфере образования, обеспечивает создание инвалидам родителям (законным представителям) следующие условия доступности услуги в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
а) наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания;
б) оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;
в) предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика;
г) оказание работниками ДО иной необходимой помощи инвалидам - родителям (законным представителям) в преодолении барьеров, мешающих получению услуги в сфере образования и использованию объекта наравне с другими лицами.
Специальные условия питания
Питание воспитанников инвалидов и лиц с ОВЗ в детском саду осуществляется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» СанПиН 2.3/2.4.3590-20 по цикличному меню. В детском саду пятиразовое питание, которое включает завтрак, второй завтрак, обед, полдник и ужин. Меню разработано на 10 дней с учетом рекомендуемых среднесуточных норм питания для двух возрастных категорий: для детей с 1,5 до 3 лет и для детей от 3 до 8 лет. Ежедневно в меню включены: молоко, кисломолочные продукты, сметана, мясо, картофель, овощи, фрукты, соки, хлеб, крупы, сливочное и растительное масло, сахар, соль. Остальные продукты (творог, рыба, сыр, яйцо и другие) 2-3 раза в неделю.Также ежедневно информация о питании воспитанников каждой группы размещается в информационных уголках для родителей.
Снабжение дошкольного учреждения продуктами питания осуществляется поставщиками на основе муниципального контракта и договорами на поставку продуктов питания. Все продукты сопровождаются сертификатами соответствия, удостоверениями о качестве и безопасности продукции, ветеринарными справками.
Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления пищи.
Приготовление пищи осуществляется на пищеблоке дошкольного учреждения, который размещен на 1 этаже и имеет отдельный выход на улицу. Организация питания детей осуществляется в групповых помещениях. Пищеблок оснащен всем необходимым оборудованием для приготовления пищи. В состав пищеблока входят: горячий цех для приготовления горячих блюд, выпечки, определено место для нарезки салатов, выделено место для обработки яйца куриного, первичной обработки мяса, рыбы; помещение для хранения продуктов; моечная.
Продукты хранятся с соблюдением товарного соседства, температурного режима и сроков реализации, указанных на ярлыках производителем данных продуктов. Согласно условиям производителя, скоропортящиеся продукты хранятся в холодильниках, морозильных камерах. Пищеблок оборудован электрическими плитами, котлом для приготовления каш, электросковородой, мясорубками для сырой и готовой продукции, тестомесильной машиной, картофелечисткой, жарочным шкафом.
Ежедневно в меню включаются: свежие фрукты, соки, фруктовые и овощные салаты, свежие и тушеные овощи, блюда из картофеля, молока и яиц. По два раза в неделю дети получают блюда из морской рыбы и творога. В течение всего периода в меню включаются: выпечка, кондитерские изделия, а так же чернослив, курага, изюм (согласно программе по профилактике заболеваемости щитовидной железы).
В период эпидемий гриппа и ОРВИ, коронавирусной инфекции работники пищеблока работают, соблюдая масочный режим.
Завоз продуктов осуществляют организации - поставщики, вся продукция имеет сертификаты качества, строго соблюдаются сроки реализации.
Строго соблюдается питьевой режим.
В дошкольном учреждении осуществляется разработка отдельного меню для детей, страдающих заболеваниями, требующими специализированного меню.
Специальные условия охраны здоровья
В ДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В ДОУ имеется медицинский и процедурный кабинеты. В штате учреждения медицинского работника нет. Медицинское обслуживание осуществляется по договору с БУ КГБ г.Когалыма, в рамках которого: организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся консультации для воспитателей, родителей, проводятся профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников (профосмотры), вакцинация.
Функционирует психолого-педагогический консилиум ДОУ. Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ППк тесно сотрудничает с ТПМПК. В сложных ситуациях воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование в ТПМПК.
В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
-
проведение профилактических осмотров;
-
мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
-
осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
- обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
- осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
- осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
На базе дошкольного учреждения продолжает работу Консультационный пункт методической, психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи родителям (законным представителям).
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
Доступ к информационным системам
Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается
Электронные образовательные ресурсы
Электронные образовательные ресурсы, используемые педагогами при организации образовательного процесса: созданные самостоятельно: презентации, развивающие игры для интерактивного стола , видеофильмы, слайды и т.д.
Специальные технические средства обучения
Программно-дидактический комплекс "Мерсибо Интерактив" для сенсорных панелей, USB. Программно-дидактический комплекс "Мерсибо Интерактив" для сенсорных панелей, USB | Доступная-Среда.PRO (dostupnaya-sreda.pro)
Интерактивный стол Interactive Project 43 дюймов ( Артикул 121 335): с Редактором интерактивных заданий.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МАДОУ "Золушка» отсутствуют